Ульяновский областной

Центр трансфера технологий

Отправить на печать
Виртуальная шахматная школа, реализованная в виде Интернет приложения на основе уникальной методики обучения игры в шахматы детей младшего школьного возраста
Номер профиля: ТП-12
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Аннотация предложения
Научный коллектив из г. Ульяновска разработал методику начального обучения шахматной игре детей младшего школьного возраста, включающую педагогические приемы, способствующие интеллектуальному развитию учащихся. Методика реализована в форме эффективного Интернет приложения.

В настоящее время недостаточно преподавателей шахмат, обладающих эффективными методиками обучения, но современный уровень развития Интернета позволяет обеспечить доступ к уникальным образовательным ресурсам и технологиям. В существующих ресурсах, имеющих некоторые элементы обучения, отсутствует какая-либо методика и имеется ряд существенных недостатков, которые не позволяют их считать образовательными проектами. Основу методики составляют механизмы работы с мышлением и памятью, опирающиеся на графические образы ходов фигур в типовых игровых комбинациях.

Коллектив ищет партнёров для внедрения методики в образовательный процесс; интеграции методики в учебные курсы, в разрабатываемые сторонними организациями программные продукты; передача лицензии на использование программного продукта.
Описание предложения
Предлагается авторская методика начального обучения шахматной игре преподавателя-тренера по шахматам, мастера FIDE, кандидата психологических наук и эффективное Интернет приложение – "Виртуальная шахматная школа", реализующее методику обучения.

Дети младшего школьного возраста находятся на стадии конкретных операций, т.е. они успешней выполняют действия с конкретными предметами и их изображениями, у них развита образная память и преобладают механизмы непроизвольного запоминания.

Учитывая особенности когнитивного развития младших школьников, в учебном процессе используются различные языки кодирования информации: действенный (учащиеся совершают реальные действия на диаграммах, играют с роботом и партнером), образный (преимущественно учебная информация представлена в графическом виде – модели, схемы), знаково-символический (включены шахматная нотация, алгоритмы решения задач). В учебный процесс авторского курса включены задания на прогнозирование учебного материала, задачи с недостающими или избыточными условиями, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.

Обучение организуется таким образом, что учащиеся непроизвольно запоминают учебный материал: осуществляются переводы с одного языка кодирования информации на другой; схематизируются основные понятия; включается эмоционально насыщенный материал; задания на самостоятельное конструирование позиций с заданной внутренней закономерностью с целью достижения «эффекта генерации».

Акцент в обучении делается на понимание изученного материала, на умение решать аналогичные и творческие шахматные задачи.
Организована игра с роботом. Учащийся может выбрать соперника с определенным уровнем игры (3 уровня). Предусмотрена возможность выбора психологически комфортного соперника – ровесника, одного или противоположного пола.

Разработана система рейтингов, которая решает три основные задачи: 1) создает дополнительную мотивацию занятий в виртуальной шахматной школе; 2) оценивает качество продвижения в учебном материале; 3) позволяет сравнить свои результаты с результатами других учащихся, что способствует формированию адекватной самооценки.

Мультимедийная реализация методики включает следующие подсистемы:
- подсистема обучения (мультимедийная реализация методики обучения и тестирования, система авторизации и управления процессом обучения);
- подсистема организации турниров между учащимися и игры с шахматным роботом;
- подсистема коммуникаций на сайте (форум, электронная почта);
- информационная подсистема (полезная информация о школе и шахматах);
- подсистема администрирования.
Инновационные аспекты предложения
Анализ существующих в Интернет шахматных проектов показывает наличие достаточного количества сайтов, организующих и поддерживающих виртуальную шахматную игру, и практическое отсутствие обучающих проектов. Предлагаемая методика обучения игре шахматам детей младшего и среднего возраста является новаторством в образовательной деятельности.
Главные преимущества предложения
Большинство школ не имеют выхода в Интернет, а компьютерные классы в настоящее время есть в каждой школе. Постановка данного программного продукта на сервер такого класса позволит проводить обучение шахматам по эффективной методике во всех школах, включая самые отдаленные, что позволяет считать данный проект перспективным с точки зрения решения такой социально значимой задачи, как интеллектуальное развитие младших школьников через реализацию шахматных программ.
Технологические ключевые слова
ЭЛЕКТРОНИКА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ/ Обработка информации, информационные системы, управление технологическим потоком / Компьютерные игры
ЭЛЕКТРОНИКА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ/ Обработка информации, информационные системы, управление технологическим потоком / Электронная коммерция, электронные платежи
ЭЛЕКТРОНИКА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ/ Мультимедиа / Электронное обучение
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / Образование, обучение
Текущая стадия развития
  • Промышленный образец
Дополнительная информация
  • Макет, опытный образец
Права интеллектуальной собственности
  • Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ (Роспатент)
Комментарии
Даты и номера имеющихся патентов
Данные отсутствуют
РЫНОЧНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Краткие коды рыночных применений
Информационные технологии
  • Обработка информации, информационные системы
Рыночные применения
Передача программного продукта в пользование общеобразовательным и специализированным школам, домам детского творчества с продажей соответствующей лицензии. Интеграция методики обучения игры в шахматы в разрабатываемые сторонними разработчиками программные продукты с заключением соответствующих договоров.
СОТРУДНИЧЕСТВО
Тип требующегося сотрудничества
  • Коммерческое соглашение с техническим содействием
  • Лицензионное соглашение
Предпочитаемые страны
Российская Федерация, страны СНГ и Евросоюза
КОММЕНТАРИИ
Тип искомого партнера
Образовательные учреждения, Департаменты образования
Область деятельности партнера
Ведение или организация образовательной деятельности для детей младшего и среднего школьного возраста
Задачи, стоящие перед партнером
Внедрение в учебный процесс методики обучения игре в шахматы
Дополнительная информация
Данные отсутствуют
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ/ФИРМЕ
Тип
  • Исследовательский институт /Университет
Размер организации / фирмы
  • > 500 сотрудников
Дата публикации: 2007-10-30 | Вернуться

Copyright © 2007–2008 ГОУ ВПО Ульяновский государственный технический университет,
Ульяновский областной Центр трансфера технологий

По всем вопросам обращайтесь ctt@ulstu.ru